Построение системы управления организацией на основе процессного подхода 

 

Практический онлайн курс

Автор и ведущая курса Кириченко Юлия 

Начинаем 24 мая 2025  

 
7 вебинаров
 

 

7 вебинаров длительностью по 1,5 - 2 часа будут проходить раз в неделю по субботам. Записи вебинаров будут доступны слушателям в течение 3 месяцев после окончания курса.

9 модулей
 
 
Материалы по модулям курса предоставляются в специальной рабочей папке, доступ к которой сохранится и после обучения. К каждому модулю есть практическое задание.
Практические задания
 
Взаимодействие с автором и предоставление результатов выполнения практических заданий будет осуществляется в закрытой ТГ группе, где автор отвечает на вопросы и комментирует работы слушателей.
Примеры из реальных проектов
 
Рассмотрение теоретических вопросов сопровождается примерами из  реальных проектов.
Почему вам стоит прийти на курс?

Курс предназначен для руководителей организаций, собственников, для всех, кому важно всегда получать запланированный результат с минимально возможными затратами ресурсов, включая собственное время.

Вы научитесь 

  • систематизировать работу организации в целом, а не фрагментарно;
  • настраивать работу всех подразделений и каждого сотрудника на достижение общих целей;
  • заблаговременно выявлять и устранять потери, которые подстерегают вас на пути создания товаров/ услуг;
  • освободите свое время от рутины для стратегического развития бизнеса.

Программа курса

Вебинар 1

Модуль 1. Процессное управление: эффективное управление через построение системы бизнес-процессов

Темы

  1. Построение системы эффективного управления организацией как актуальная проблема менеджмента.
  2. Понятие системы, понятие управления.
  3. Процессный подход к управлению.  Понятие.

Нормативные источники информации по терминологии и подходам к построению процессного управления.

Технология процессного управления на основании учебного примера. Область применения процессного подхода к управлению.

  1. Бизнес-процесс (объект управления) – краеугольный камень для построения процессной системы управления. Понятие.

Основные элементы бизнес-процесса:

  • вход;
  • выход;
  • ресурсы;
  • технология;
  • требования;
  • потребители (клиенты);
  • поставщики;
  • владелец процесса;
  • границы процесса;
  • показатели процесса

Что не является бизнес-процессом.

  1. Классификация процессов (основные, вспомогательные, процессы управления).
  2. Декомпозиция процессов, уровни процессов (масштаб), подпроцессы, операционные процессы.

 

Практическое задание

Рассмотрите любой вид деятельности. Это может быть ваша реальная производственная деятельность или любой другой процесс.

  1. Представьте эту деятельность в виде графической модели БП в соответствии с универсальной структурной схемой БП.

На модели должны быть указаны:

  • Наименование БП;
  • Входы, поставщики;
  • Выходы, клиенты/потребители;
  • Ресурсы;
  • Управление.

Все стрелки должны быть именованными.

  1. Проведите декомпозицию процесса на 3-7 блоков по образцу, рассмотренному на вебинаре.

Рекомендуемое ПО для графического моделирования – MS Visio. Можно построить модели вручную.

Вебинар 2

Модуль 2. LEGO для бизнеса: выделяем процессы с помощью SADT и IDEF0

Темы

  1. Методология SADT - подход к анализу сложных систем (организаций): построение согласованных подмоделей исследуемой системы.

Нотация (понятие). Модель (понятие).

  1. Нотация IDEF0 – один из стандартов методологии SADT для построения моделей верхнего уровня, обзорное рассмотрение.

Примеры моделей в нотации IDEF0.

  1. Методологические основы моделирования в нотации IDEF0 (для построения верхнеуровневых моделей):
  • концептуальные положения;
  • функциональные блоки, особенности применения;
  • интерфейсные дуги, особенности применения.

Учебный пример построения.

  1. Как правильно организовать процесс моделирования
  2. Практические особенности выделения процессов верхнего уровня.
  1. Группы процессов:
  • процессы подразделений;
  • сквозные (межфункциональные) процессы;
  • операции (функции)/ операционные процессы.
  1. Функции управления по Файолю. Цикл Деминга (PDCA) - модель управления процессами.
  2. Управление процессом со стороны владельца процесса и вышестоящего руководства. Норма управляемости.
  3. Управление организацией в целом, как управление системой бизнес-процессов.
  4. Основные пути оптимизации системы бизнес-процессов.

Практическое задание

  1. Постройте модель любого верхнеуровнего процесса в нотации IDEF0 с учетом управления процессом со стороны владельца процесса.
  2. Проведите декомпозицию одного из функциональных блоков этой модели в нотации IDEF0.

Рекомендуемое ПО для графического моделирования – MS Visio. Можно построить модели вручную.

Вебинар 3

Модуль 3. Цепочки создания ценности: учимся строить сквозные процессы для создания идеального конечного продукта (от теории Портера к практике по Репину)

Темы

  1. Цепочки создания ценности (ЦСЦ) – ориентация на сквозные процессы создания конечного продукта.

ЦСЦ (понятие). Назначение. М.Портер – автор концепции ЦСЦ.

  1. Подходы к выделению ЦСЦ.
  2. ЦСЦ (нотация, автор В.Репин), методика построения ЦСЦ.
  3. Пример построения ЦСЦ.

 

Модуль 4. Процессное управление VS традиционное функциональное управления. Как адаптировать функциональную структуру под процессное управление

Темы

  1. Функциональная система, особенности функционирования, достоинства и недостатки.
  2. Процессный подход, достоинства и недостатки.
  3. Основные виды функциональных организационных структур.
  4. Декомпозиции функциональных организационных структур.
  5. Настройка функциональной организационной структуры организации на работу в условиях процессного управления.

 

Практическое задание

  1. Постройте фрагмент цепочки создания ценности (ЦСЦ) с учетом управления со стороны владельцев процессов.
  2. Постройте фрагмент модели функциональной оргструктуры с отражением тех подразделений и руководителей подразделений, которые задействованы в ЦСЦ.

Обозначьте пунктирными стрелками соответствие между процессами управления на ЦСЦ и исполняющими их руководителями подразделений на модели оргструктуры.

Оцените необходимость внести изменение в оргструктуру.

Рекомендуемое ПО для графического моделирования – MS Visio. Можно построить модели вручную.

Вебинар 4

Модуль 5. Визуализация процессов: выбираем оптимальные нотации под задачи организации

Темы

1. Назначение графических моделей бизнес-процессов.

2. Критерии выбора нотаций.

3. Нотации для процессов верхних уровней:

  • IDEF0 (рассмотрена на вебинаре 2);
  • ЦСЦ (рассмотрена на вебинаре 3);
  • VAD (Value-Added Chain) – обзор, примеры.

4. Нотации для процессов операционных уровней формата Work flow:

  • Простая блок-схема;
  • ARIS EPC;
  • BPMN.

Сводный обзор всех нотаций (сходство/ различия).

Обзор каждой нотации с рассмотрением элементов, особенностей применения, примеров моделей.

5. Документ «Соглашение о моделировании»: назначение, структура.

 

Практическое задание

1. Проведите дальнейшую декомпозицию одной из ранее построенной модели бизнес-процесса в любой из рассмотренных нотаций Work flow.

Рекомендуемое ПО для графического моделирования – MS Visio.

Вебинар 5

Модуль 6. Цифры не врут: система показателей для управления цепочками создания ценности

Темы

1. Показатели (метрики) бизнес-процессов, назначение, классификации и их применение.

2. Система показателей (понятие). Построение системы показателей на основе цепочек создания ценности (ЦСЦ) – учебный пример.

3. Требования к системе показателей.

 

Модуль 7. Регламенты без головной боли: формируем действенную нормативную документацию

Темы

4. Регламентация (понятие). Цели.

5. Проблемы регламентации. Типичные ошибки.

6. Типовые структуры для регламентов процессов верхнего и операционного уровней.

7. Комплексный подход к регламентации организации.

8. Положения о подразделениях, должностные инструкции: особенности формирования при процессном управлении.

9. Построение матриц ответственности.

10. Как сделать сложный текст понятным? Особенности написания деловых текстов.

Практическое задание

1. На основании модели, выполненной к практическому заданию вебинара 4,

  • Сформируйте систему показателей к процессу с учетом базовых требований;
  • Проведите декомпозицию одного из показателей по подпроцессам;
  • Заполните (можно частично) шаблон регламента операционного уровня.
Вебинар 6

Модуль 8. Стратегия как система: от разработки карты целей до повседневной реализации

Темы

1. Стратегия: понятие, назначение. Виды стратегий.

2. Система стратегического управления компанией: понятие, структура, интеграция с системой управления организацией.

3. Формирование стратегической карты (карты целей) организации по методике Нортона-Каплана:

  • шаблон карты;
  • структура элементов карты;
  • принципы построения карты.

Декомпозиция стратегической карты организации на стратегические карты структурных подразделений. Разбор примеров.

4. Разработка счетной карты:

  • показатели целей;
  • величины показателей;
  • разработка стратегических инициатив (стратегических проектов).

5. Пример процесса управления стратегией в компании в рамках годовых циклов.

 

Практическое задание

  1. Сформируйте стратегическую карту по шаблону (простой вариант).
  2. «Привяжите» к каждой стратегической цели показатель достижения цели (без указания величины показателя) и стратегическую инициативу, которая должна обеспечить достижение цели.

Рекомендуемое ПО для построения стратегической карты –  MS Visio. Можно построить модели вручную.

Вебинар 7

Модуль 9. Цифровая трансформация бизнеса: отслеживаем исполнение процессов в онлайн режиме

Темы

1. Какими источниками пользоваться для получения информации о бизнес-процессах.

2. Автоматизация и цифровизация: понятия, цели, результаты.

3. Разработка моделей движения данных в бизнес-процессах для подготовки к автоматизации и цифровизации. Рассмотрение примера.

4. Пример программного обеспечения для автоматизации/ цифровизации бизнеса – 1С Документооборот:

  • Формирование комплексных (сквозных) процессов;
  • Настройки вариантов запуска процессов;
  • Автоматическая маршрутизация процессов (жесткая / условная);
  • Управление процессами на основе фактов: онлайн мониторинг и аналитика через диаграммы или настраиваемые сложные многоуровневые отчеты по цепочке создания ценности.

Практическое задание

1. Воспользуйтесь моделью, построенной к практическому заданию вебинара 4, или сформируйте новую модель процесса операционного уровня.

Доработайте модель процесса с точки зрения движения данных в процессе для последующей цифровизации процесса.

Об авторе курса
Кириченко Юлия Викторовна
Кириченко Юлия Викторовна

Эксперт в области построения систем управления компаниями (проектирование и внедрение процессного управления).

Практикой и теорией процессного управления занимаюсь с 2006 года.

Работала в организациях реального сектора экономики (производство, торговля, услуги, транспорт, разработка проектов (девелопмент), образование). Сфера деятельности - разработка, цифровизация, внедрение процессных моделей управления.

Образование: высшее техническое, высшее экономическое.

Сертифицированный практик в области менеджмента (Школа бизнеса Открытого Университета (ШБОУ) Великобритании и Международного Института менеджмента ЛИНК).

Сертифицированный участник Президентской программы по стратегическому менеджменту (г. Бремен, ФРГ).

Форма и стоимость участия
user
Слушатель
₽20 000 /₽22 000 (оплата до/после 12.05.2025)
  •  участие в вебинарах;
  •  доступ к записям вебинаров;
  •  доступ к контенту курса.
rocket
Активный слушатель
₽25 000 /₽27 000 (оплата до/после 12.05.2025)
  • все возможности СЛУШАТЕЛЯ;
  • обратная связь и консультация автора по результатам выполнения практических заданий;
  • участие в группе.