Система бизнес-процессов компании

1. Предприятие как система

Любое предприятие – это система, функционирующая как единый организм. В ней действуют сложные  взаимосвязанные процессы: финансовое планирование, логистика, производство и т.д.

Система – совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его элементам, взятым в отдельности.

Система бизнес-процессов

Проблемы системного восприятия организации:

  • Специалисты видят только свою часть работы.
  • Руководитель не может охватить все аспекты деятельности.
  • Управление строится на иерархии функциональных подсистем (финансы, производство, логистика и т. д.).

Если организация – система, то ее элементами являются люди (сотрудники, менеджеры), оборудование (станки, компьютеры), инфраструктура (здания, коммуникации). Но простое перечисление элементов бесполезно, важно понимать их взаимосвязи.

Чтобы анализировать организацию, можно представить ее как «черный ящик» – объект, у которого есть:

  • Входы (ресурсы, информация);
  • Выходы (продукция, услуги, отходы);
  • Управляющие воздействия (регламенты, стратегии, др. нормативные акты).

Ключевые вопросы при анализе:

  • С чьей точки зрения рассматривается система?
  • Какие задачи решаются? (оптимизация затрат, повышение качества, безопасность).

Готовы рассматривать вашу организацию как единую систему? Готовы управлять этой системой?

Заложите основу системы управления вашей организацией за 7 недель интенсивного обучения. Возьмите бизнес-процессы под тотальный контроль! Сделайте свою организацию управляемой.

fon4
Онлайн курс-практикум "Построение системы управления организацией на основе процессного подхода"
📌 Практические инструменты 📌 Готовые кейсы 📌 Пошаговые методики
fon4

Услуги

2. Системный анализ предприятия

Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique) - методология для описания и анализа искусственных систем средней сложности. Области применения: любые сферы деятельности (банковское дело, производство, логистика,  управление проектами и т.д.).

Основные принципы SADT:

  • Четкая цель моделирования.
  • Определение границ системы.
  • Единая точка зрения (например, директора, а не отдельных подразделений).
  • Иерархическая декомпозиция (от общего к частному).

3. Стандарт IDEF0

IDEF0 – стандарт методологии SADT. Это метод функционального моделирования, описывающий бизнес-процессы как иерархию взаимосвязанных функциональных блоков.

Декомпозиция системы бизнес-процессов

Рис.1. Семейство согласованных моделей системы в IDEF0

3.1. Основные элементы функционального блока в IDEF0

- Вход (ресурсы, данные);
- Выход (результат процесса);
- Управление (регламенты, стандарты);
- Механизм (исполнители, оборудование).

Бизнес-процесс в IDEF0

Рис. 2. Спецификация сторон функционального блока в стандарте IDEF0

3.2. Построение модели в IDEF0

1. Контекстная диаграмма (уровень 0) – общее описание процесса: представление системы одним функциональным блоком с обязательным обобщенным описанием связей с окружающей внешней средой.

Контекстная диаграмма бизнес-процесса в стандарте IDEF0

Рис.3. Контекстная диаграмма в стандарте IDEF0

2. Декомпозиция – последовательная серия детализаций до нужного уровня. Рекомендации: на каждом уровне размещать не более 7 блоков, избегать перегрузки деталями.

Декомпозиция контекстной диаграммы бизнес-процесса в IDEF0

Рис.4. Декомпозиция контекстной диаграмма в стандарте IDEF0

4. Применение системы бизнес-процессов

1. Оптимизация деятельности – настройка оргструктуры под реальные процессы.
2. Межфункциональное взаимодействие – исключение «разрывов» в цепочках создания ценности.
3. Управление через показатели (KPI) – согласование тактических и стратегических целей, разработка сквозной системы показателей (чтобы было понятно в цифрах, как нарушения показателей одних бизнес-процессов повлияют на показатели других бизнес-процессов).
4. Регламентация и стандартизация – снижение вариативности и ошибок, четкие и единые для всей организации границы процессов.
5. Комплексная сквозная автоматизация и цифровизация организации.
6. Внедрение СМК (ISO 9001) – процессный подход как основа менеджмента качества.
7. База для дальнейших улучшений (Lean, BSC, TPS).

5. Пример организационной разобщенности

Аркадий Райкин, миниатюра "Кто сшил костюм?":

Я прихожу к директору, я говорю: - Кто сшил костюм? Кто это сделал? Я ничего не буду делать, не буду кричать, я только хочу в глаза ему посмотреть.
Выходит сто человек. Я говорю: - Ребята, кто сшил костюм?
Они говорят: Мы!
Я говорю: Кто это «мы»?
Они говорят: У нас узкая специализация. Один пришивает карман, один проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?
- Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь! Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? Кто это сделал?
Они говорят: Скажите спасибо, что мы к гульфику рукав не пришили.

Представляете? Их – сто, а я – один. И все стоят, как пуговицы: насмерть.
И я сказал: - Привет, ребята! Вы хорошо устроились!

Проблема, затронутая в миниатюре:
- Узкая специализация без понимания общего процесса.
- Никто не отвечает за конечный результат.

Решение:
- Четкое описание сквозных процессов.
- Назначение владельцев процессов.
- Спецификации на входы и выходы процессов.

Назад

Последняя статья блога
31.10.25

«Если оцифровать хаос, то получится цифровой хаос». Этой фразой президент Путин, выступая на конференции по искусственному интеллекту 24.11.22 г., точно обозначил ключевую проблему всех неудачных проектов цифровизации.

На высшем уровне было озвучено то, что давно является аксиомой для специалистов по бизнес-процессам: сначала опиши и оптимизируй, потом автоматизируй. Иначе мы получаем классический принцип «garbage in, garbage out» — мусор на входе дает мусор на выходе.
Но как избежать «цифрового хаоса»? Просто «навести порядок» — слишком общая и порядком надоевшая формулировка. Предлагаю превратить ее в конкретный план действий.

Почему нельзя цифровизировать вслепую? Автоматизация, цифровизация и роботизация обречены на провал, если не выполнены пять фундаментальных условий:

Подробнее о фундаментальных условиях цифровизации бизнес-процессов
Яндекс.Метрика
Наверх