Консультирование в области проектирования и внедрения процессного подхода к управлению и стратегии
Будьте в курсе новостей

Метод построения и анализа цепочки создания ценности

Метод построения  и анализа цепочек создания ценности может быть эффективно использован для структурирования бизнесов компании. Руководителям организаций требуется четкое представление о состоянии своего бизнеса для осуществления дальнейшего развития. Чтобы получить такое представление, необходимо ответить на вопросы:
  • какова структура бизнеса;
  • какие процессы выполняются для получения результатов (включая процессы аутсорсинга);
  • где возникают узкие места;
  • кто из руководителей за них отвечает;
  • как перейти от существующей к перспективной модели бизнеса?

На основе практического опыта выполнения проектов В.В. Репиным, А.Ю. Сооляттэ разработана уникальная методика построения цепочек создания ценности. Суть  ее сводится к следующему. На рис.5  представлено преобразование  одного материального объекта  в другой.  Факт преобразования отображается стрелкой, соединяющей два  состояния материального объекта. Преобразование одного материального объекта в другой возможно только при выполнении определенного процесса.


Метод построения ЦСЦ1

Рис. 5. Преобразование одного объекта в другой

 

Если  для получения продукта требуется несколько видов исходных объектов, то на схеме это будет показано следующим образом (рис. 6).


Метод построения ЦСЦ2

Рис.6. Преобразование объекта в объект. Объединение потоков


С точки зрения управления  внутри упомянутого процесса существует деятельность по его оперативному управлению. При этом,  ни один процесс не должен выполняться сам по себе, не будучи встроенным в какую-либо систему процессов организации. Это означает, что есть другие процессы, которые управляют рассматриваемым процессом. Степень оперативности этого управления может быть разной. Но при этом всегда существует какой-то  внешний по отношению к нему процесс, который определяет систему целей и показателей, необходимых для измерения достижений. Чтобы отразить этот факт, необходимо на схеме цепочек создания ценности представить процесс, осуществляющий управление (рис. 7).


Метод построения ЦСЦ3

Рис.7. Управление процессом "Производство продукции"


На рис. 7  показано  преобразование информационного потока: из «плана отгрузки» формируется «график работ (производства)», который необходим, чтобы произошло преобразование материального потока. Таким образом, «график работ (производства)» является управляющим входом для процесса «производство продукта», а «управление производством А» преобразует информационный поток. 

Тонкими линиями изображены информация, ее преобразования и соответствующие процессы, а утолщенными линиями - материальные объекты, их  преобразования и процессы.

Адекватной можно назвать только такую схему (модель) процессов верхнего уровня, в которой менеджеры могут узнать свою компанию и по которой могут принимать решения по реорганизации бизнеса. Поэтому при создании целостной модели важна не столько детализация описания материальных и информационных потоков, сколько адекватность отображения бизнес-системы в целом, включая модель системы управления (рис.7).

Именно процессы управления чаще всего определяют специфику организации и влияют на ее эффективность. Часто оказывается, что невозможно существенно изменить саму цепочку ЦСЦ для обеспечения прироста эффективности. В этом случае целесообразно заниматься анализом и реорганизацией процессов управления. Для этого их нужно описать на уровне детализации (рис.7), приемлемом для анализа и реорганизации. К сожалению, на практике обычно делают акцент непосредственно на процессы сбыта, производства и т.д.

Важнейшее преимущество методики описания ЦСЦ - учет особенностей реального бизнеса для выявления процессов (основные, вспомогательные, процессы управления) и увязывания их в систему.  ЦСЦ формируются на основе сквозного (межфункционального, межорганизационного) продуктового потока и процессов, которые им управляют.

  

  

  

  

Назад

Яндекс.Метрика
Наверх