Почему автоматизация провальна без системы бизнес-процессов

« Назад

Автоматизация не работает? Виноват сбор «требований» не на том шаге 24.10.2025 21:01

Я работаю в сфере анализа и оптимизации бизнес-процессов, и регулярный просмотр вакансий на Head Hunter для меня дело привычное. И вот что всё чаще бросается в глаза: заявки на специалистов по бизнес-процессам в основном размещают размещают ИТ-компании или ИТ-отделы компаний. И главное в них — не анализ и построение процессов, а «сбор требований заказчика» или «сбор потребностей бизнес-подразделений». Описание процессов если и упоминается, то где-то на второстепенных ролях.

 

Ключевая ошибка: сбор требований к ПО без построения системы процессов

Хочу пояснить, чем вызвано моё удивление. Сбор требований к программному обеспечению должен следовать ЗА построением СИСТЕМЫ бизнес-процессов компании. Именно СИСТЕМЫ — целостной, взаимосвязанной и оптимизированной.

Можно ли собрать требования в компании без этого? Конечно (не удержусь от шутки: «Можно есть бузину?» «Можно, только отравишься»). Итак, что значит на практике сбор требований к ПО  (программному обеспечению) без предварительного анализа и оптимизации системы бизнес-процессов?

Бизнес-аналитик из ИТ-отдела приходит и спрашивает: «Что вам нужно? Какие у вас проблемы?». И сотрудники начинают вспоминать. Что вспомнили, то и сказали. А что не вспомнили? А о чём они даже не догадываются, потому что у них нет целостной картины — той самой СИСТЕМЫ процессов? Об этом они тоже не скажут. Будет ли такой сбор требований целостным? Нет.

 

Результат хаотичного подхода: иллюзия автоматизации и рутина по-старому

Дальше ИТ-отдел (или внешняя подрядная компания) добросовестно выполнит свою работу, чтобы удовлетворить собранные требования. Вам даже предъявят графические модели ваших процессов. И ваши специалисты с ними согласятся.

НО! Хочу написать золотыми буквами:

 

Две большие разницы: описание отдельного процесса vs. описание системы процессов

Описание бизнес-процесса вне рамок СИСТЕМЫ бизнес-процессов никогда не учтёт всех неочевидных связей и последствий. А потом окажется, что не учли интересы смежных подразделений. Или выяснится, что процесс каким-то таинственным образом связан с другим, и это взаимодействие не было очевидным с самого начала.

Что ж, ИТ-отдел снова всё переделает. Возможно, не сразу — ведь ресурсы компаний не безграничны, а ИТ-специалисты стоят дорого. Ждите своей очереди, осмысливайте новые «требования». Ваши терпеливые сотрудники вздохнут и будут работать по-старому: частично с помощью нового ПО, частично — вручную.

И вроде бы автоматизация есть, а толку мало. Отчёты по-прежнему сводятся вручную, не онлайн, а через день, неделю или месяц. Вопросы решаются в чатах, а управленческая информация фиксируется в Excel-табличках. Что, это тоже считается автоматизацией?

И если вам говорят, что ИТ-компания обязательно «обследует» ваш бизнес (все же знают модные слова «AS IS» — «как есть», и «TO BE» — «как должно быть»), — не обольщайтесь. Как говорят в России, «обещать — не значит жениться».

Выстраивание системы управления, где деятельность описана как оптимизированная система процессов, требует времени, денег, компетенций и временных ресурсов руководителей и сотрудников. Это работа бизнес-аналитиков, которые работают не на ИТ-отдел (т.е. не в ИТ-отделе), а на интересы собственников и топ-менеджеров компании.

И, пожалуйста, не говорите мне, что интересы ИТ и бизнеса всегда совпадают. Разумеется, они разные.

 

Ответы на возражения: почему аргументы против системного подхода не работают

Возражение 1: «А СИСТЕМА бизнес-процессов, видимо, уже есть, и рассматриваемые вакансии относятся к доработкам уже имеющегося ПО?»

К сожалению, в 99 % случаев СИСТЕМЫ бизнес-процессов нет. Я работала не в одной ИТ-компании над доработками ПО. Ни в одной из них не было целостной системной модели автоматизируемого бизнеса. Более того, такая необходимость часто отрицается. В одной компании мне так и сказали: «А кто за этот «банкет» будет платить?». То есть, системный взгляд на компанию у них приравнивается к излишествам и ненужностям.

Возражение 2: «Работа бизнес-аналитика — это долго и дорого. А так мы сначала хоть что-то сделаем, и этот кусочек будет работать».

Да, бизнес-аналитик, который системно работает именно с бизнес-процессами (а не с ИТ-системами!) — специалист недешёвый.
Но вы получаете:

  • Чёткое видение того, что нужно компании.
  • Поступательное движение в цифровизации визуализированных и взаимосвязанных секторов бизнеса.

Честно, я уже не знаю, как объяснить, что автоматизировать хаос — занятие бесперспективное. Быстрое внедрение автоматизации для отдельно взятой функции — это бессмысленно выброшенные деньги, не приносящие пользы компании в целом.

Возражение 3: «Переделки — это нормально, процессы постоянно меняются!»

Да, переделки в рамках «системной постройки» — это действительно нормально. Это как делать ремонт в квартире. Есть система — дом, в котором вы живёте. Вы можете передвинуть двери или перенести ненесущие стены, согласовав это в БТИ. Эти согласования возможны, потому что есть точная документация на вашу «систему» — дом. Живите, улучшайте, модифицируйте! Но вы делаете это, учитывая системные связи, которыми нельзя пренебречь.

Переделки вне системы — это как пытаться собрать паззл, не глядя на картинку на коробке. Вы можете сколь угодно долго перебирать детали, подгонять их друг к другу, но целостного изображения не получится. Внесистемные переделки бесконечны и к связному результату не приведут.

Система — дело рукотворное. Она не рождается сама собой из хаоса. Количество несистемных изменений никогда не перейдёт в качество системы. Для её построения есть специальные технологии (например, SADT). Без них система не появится.

 

Альтернатива хаосу: правильная последовательность шагов к эффективной автоматизации

Итак, правильная последовательность шагов:

  • Шаг Первый. Рассмотрение бизнеса как единой системы и построение/оптимизация системы бизнес-процессов.
  • Шаг Второй. Анализ рынка ИТ-услуг, технологий и лучших практик для цифровизации уже выстроенных процессов.
  • Шаг Третий. Старт проекта по автоматизации.

У вас есть ИТ-отдел? Это ничего не меняет.
Шаг 1 остаётся, Шаг 2 остаётся. На третьем шаге вы просто решаете, что сохранить, что интегрировать, а что переделать.

 

Главный вывод: автоматизировать хаос — бесперспективно

Узнать о процессном управлении
Методика процессного управления
Онлайн курс "Архитектура бизнеса: как выстроить бизнес-процессы, которые работают без вашего постоянного вмешательства"
Услуги


 


Назад

Яндекс.Метрика
Наверх