Новости /Блог

« Назад

Что не так с технологиями управления в российских компаниях? 18.06.2025 15:18

По данным Росстата, до 40% малых и средних предприятий прекращают деятельность в первые 3 года, и одна из ключевых причин — потеря управляемости. Т.е. закрываются они из-за неэффективного управления.

Вы скажете: «Да ерунда все это. Просто денег не хватает компаниям, это и есть основная причина!» Я права?

Тогда приведу немного статистики. По данным Harvard Business Review (американский научно-популярный журнал, посвящённый различным вопросам управления бизнесом), до 70% проблем в бизнесе связаны с плохой организацией процессов, а не с внешними факторами.

Росстат и НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) отмечают, что среди причин закрытия малого и среднего бизнеса лидируют (после дефицита финансирования):

  • неэффективный менеджмент (до 30% случаев);
  • отсутствие системности в управлении (разрозненные процессы, «ручное» управление).

Нашла так же интереснейшие данные по опросам и наблюдениям. Консалтинговые компании (McKinsey, BCG) в отчетах по РФ часто указывают, что российский бизнес сильно зависит от личности собственника или топ-менеджера, а не от отлаженных процессов.

Опросы Сбербанка и ВШЭ за период 2020–2023 гг. подтверждают наблюдения McKinsey: владельцы компаний называют слабое процессное управление одной из ключевых внутренних угроз.

Наши российские компании часто в своих проблемах винят внешние обстоятельства. Но если они теряют клиентов из-за ошибок, плохого качества продукции или постоянно «горят» в операционке — это обычно следствие размытых стандартов на бизнес-процессы, отсутствие онлайн информации о ходе процессов, а не только внешние обстоятельств.

Все просто: не отстроены процессы → растут издержки → падает прибыль → бизнес становится неустойчивым.

Такому предприятию никакого финансирования не хватит! И любые неблагоприятные внешние обстоятельства одним щелчком добивают такой бизнес. Управленческий хаос — это доказанный фактор риска, хотя, конечно, его вклад зависит от отрасли и масштаба бизнеса.

На основании моего многолетнего опыта работы в компаниях разных масштабов и видов деятельности, назову три главные проблемы, с которыми приходится сталкиваться:

  1. Хаотичные бизнес-процессы

Нет четких регламентов, каждый руководитель действует по-своему, сотрудники тратят много времени на рутину  (огромное количество ручного труда!! Чего только стоят многочисленные таблички Excel, которые вручную заполняются, чтобы хоть как-то фиксировать массив данных по процессам). А сколько копий ломается при улаживании конфликтов между подразделениями!

2. Отсутствие стандартов управления

Решения принимаются «по ситуации», нет единой системы контроля, качество и сроки «плывут».

3. Зависимость от людей

Если ключевой сотрудник уходит — для бизнеса это катастрофа. Знания не зафиксированы. Процессы не автоматизированы и не цифровизированы. Управленческой статистики по процессам нет. Огромный массив предшествующего опыта работы потерян!

Что делать? Есть ли таблетка от хаоса?

Таблетку не обещаю. Но есть процессный подход к управлению — технология, которая превращает хаос в работающую систему. Внедрение процессного управления позволяет:

  • стандартизировать работу;
  • снизить зависимость от «незаменимых» сотрудников;
  • повысить предсказуемость бизнеса;
  • (!!!) обеспечить УПРАВЛЯЕМОСТЬ.

Технология управления процессами (процессное управление) — давно уже не теория, а изученный, десятилетиями апробированный рабочий инструмент для эффективного роста и развития любой компании и организации. Вот только в России на эту технологию никак серьезно не обращают внимания.


Назад

Яндекс.Метрика
Наверх