Консультирование в области проектирования и внедрения процессного подхода к управлению и стратегии
Будьте в курсе новостей

Cистема бизнес-процессов

Заголовок Система бизнес процессов

Когда человек разъял мир на части, он перестал поднимать действие законов не только божественных, но и человеческих.

Лао-Цзы

Содержание

1. Предприятие как система

2. Как анализировать предприятие, если  предприятие - это система?

3. Методология структурного анализа SADT

4. Где использовать систему бизнес-процессов?


1. Предприятие как система

Мир, в котором мы живем, -  взаимосвязанная совокупность естественных и искусственных систем.

Система – совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его элементам, взятым в отдельности.

Системы могут быть сложные (например, планеты в составе Солнечной системы), средней сложности (космический корабль, аэропорт), а могут быть и сверхсложными (системы молекулярных взаимодействий в живых организмах.

Airlines and Ground ServicesРис. 1  Система аэропорта: парк самолетов и наземные службы

На вопрос «Является ли организация (предприятие) системой?» все отвечают утвердительно. Да, организация является достаточно сложным объектом, который функционирует как единый организм, из-за чего ее априори рассматривают как систему. Да, в организации возникает множество проблем в самых различных областях: от финансового планирования до уборки мусора, и все они в какой-то мере связаны между собой.

В решении этих проблем участвуют работники разных специальностей, которые видят организацию только в рамках своей профессии. И даже директор, отвечающий абсолютно за все, не может охватить  все аспекты возглавляемой им организации. Он рассматривает ее, в первую очередь, как объект организационного управления, а остальные аспекты деятельности перепоручает  своим заместителям, которые, в свою очередь, имеют в подчинении руководителей, отвечающих за отдельный участок деятельности, и т.д. Это позволяет говорить, что в организации имеется множество самых разнообразных систем.

 

Элементы системы

Итак, если организация – это система, то это совокупность взаимосвязанных элементов. Что выступает в качестве элементов организации? Работники, станки, компьютеры…. А здания, а огнетушители, а дороги на территории производственного комплекса? И тут мы можем просто «утонуть» в перечисляемых элементах.

 

Система как черный ящик

Попытаемся посмотреть на организацию с другой стороны.  Представим ее в виде черного ящика. Но тут же возникает вопрос. Чьими глазами (с чей точки зрения мы буде смотреть на организацию?  Мы можем собрать все наши познания, и указать в качестве результата деятельности продукцию, услуги, заплаченные налоги, вывезенный мусор, загрязнение окружающей среды, количество выигранных дел в суде и т.д.

Но зачем выделять такую мегасистему? Зачем нам все это отражать в системе? Какую задачу мы решаем? «Мы» - это кто: экономисты, юристы, менеджеры, пожарные?
Вернемся в исходную точку: зачем мы начали анализировать организацию? Какая проблема? Не обеспечена пожарная безопасность? Низкое качество продукции? Большие расходы на содержание организации? Неутешительные результаты бенчмаркинга?

 

Практические рекомендации при выделении систем

Выделение системы всегда носит субъективный характер. При этом, важно знать и пользоваться следующими практическими рекомендациями:
•    Необходимо определиться, с чьей точки зрения мы выделяем систему;
•    Попытаться представить ее в виде черного ящика, обращая внимание, в первую очередь, на ее целевые выходы (результаты работы);
•    Определить, что является элементами и связями выделяемой системы.


2. Как анализировать предприятие, если  предприятие - это система?

Поскольку предприятие – это система, то  в рамках исследования (анализа деятельности) предприятия должен использоваться системный анализ.

 

Этапы системного анализа

В исследовании любой проблемы системы можно отметить главные  этапы:

1) постановка цели  исследования;

2) выделение проблемы (системы): выделить главное, существенное, отбросив малозначимое, несущественное;

3) описание: выразить на едином языке (уровне формализации) разнородные по природе явления и факторы;

4) установление критериев: определить, что значит «хорошо» и «плохо» для оценивания полученной информации  и сравнения альтернатив;

5) идеализация (концептуальное моделирование): ввести рациональную идеализацию проблемы, упростить ее до допустимого предела;

6) декомпозиция (анализ): разделить целое на части, не теряя свойств целого;

7) композиция (синтез): объединить части в целое, не теряя свойств частей;

8) решение: найти решение проблемы.

 

Методология структурного анализа SADT для исследования системы бизнес-процессов организации

Для проведения анализа систем разработан ряд методологий и соответствующих инструментальных средств.  Очень широко  в практической деятельности используется методология структурного анализа SADT.

Методология структурного анализа и проектирования SADT (Structured Analysis and Design Technique - технология структурного анализа и проектирования ) – это методология, разработанная специально для описания и анализа искусственных систем, попадающих в разряд средней сложности.

Методология структурного анализа и проектирования с успехом применялась для описания большого количества искусственных систем из широкого спектра областей: банковское дело, нефтепереработка, промышленное производство, системы наведения ракет, организация материально-технического снабжения, методология планирования и т.д.

Структурным анализом называется исследование, которое заключается в построении модели системы в общем укрупненном виде, с последующей ее декомпозицией (разукрупнением) в виде взаимосвязанных функциональных блоков. Декомпозиция производится до необходимого уровня детализации.

 

Модели  и описательное моделирование

Описание системы в терминах SADT называется моделью. Модель – идеализированное представление, по возможности максимально точно описывающее систему. Основная цель построения модели – определение и документирование аспектов деятельности системы для понимания как система работает сейчас и как она будет работать в будущем. Т.е. модель должна помогать нам получать ответы на некоторую совокупность вопросов. Если модель отвечает не на все вопросы или ее ответы недостаточно точны, то мы говорим, что модель не достигла своей цели.

М есть модель системы S, если М может быть использована для получения ответов на вопросы относительно S с точностью А.

Модель достаточно сложной системы – это семейство согласованных подмоделей, описывающих систему с различных точек зрения. При моделировании могут использоваться разные языки моделирования (нотации).


 
Система БП, декомпозиция


Рис. 2  Семейство согласованных подмоделей исследуемой системы, описанных разными  языками моделирования

 

Нотация – множество символов (объектов) и правил их применения.

Нотация состоит из набора графических объектов (символы: математические, графические образы), набора неграфических (текстовых) объектов, и определенных отношений между этими объектами.

 

3. Методология структурного анализа SADT

Для того чтобы любая методология работала, необходимо точно следовать ее принципам.

 

Основные принципы методологии SADT

Основные принципы методологии структурного анализа:

1)    Определение цели моделирования;

2)    Определение границ модели (модель точно устанавливает, что является и что не является субъектом моделирования);

3)    Установление только одной точки зрения

ПРИМЕЧАНИЕ. Для создания согласованной модели механического цеха можно встать на точку зрения как мастера, так и механика, или контролера. Однако, ни одна из полученных моделей не позволит написать учебное руководство для всего персонала цеха. Только с позиции начальника  цеха можно увидеть все виды работ, выполняемые в цехе. Именно с его точки зрения можно проследить взаимосвязи обязанностей различных работников

4)    Формирование модели изучаемой системы как иерархии взаимосвязанных диаграмм  (последовательная декомпозиция). Вершина этой древовидной структуры – самое общее описание системы, е ее основание – наиболее детализированные  описания (диаграммы) (см. рис.2).

 

Стандарт IDEF0 – один из стандартов методологии SADT

Методология SADT и ее развитие – стандарты IDEF - широко используются  в мире  самыми разными компаниями  в самых разных областях деятельности.
Самый распространенный стандарт IDEF0  представляет собой метод структурно-функционального моделирования, описывающий бизнес-процессы в виде иерархической системы взаимосвязанных функций.

БП в IDEF0
 
Рис.3  Спецификация сторон блоков в стандарте IDEF0

 

Смысл схемы, представленной на рисунке 3, заключается в следующем: в результате выполнения процесса, «вход» под воздействием «управления» преобразуется в «выход» посредством «механизма» (исполнителя).

Выходы одного блока могут быть входами, или управлениями, или механизмами (исполнителями) для других. Взаимосвязи блоков друг с другом и с внешней средой отражаются интерфейсными дугами. Интерфейсные дуги изображаются стрелками, ориентация которых отображает направление потоков объектов (материальных, финансовых, информационных).


Этапы построения системы бизнес-процессов в стандарте (нотации) IDEF0

1 Построение модели процесса в нотации IDEF0 начинается с построения общего описания процесса и его взаимодействия с окружающим миром. Эта модель представляется в виде черного ящика  и называется диаграммой нулевого уровня (или контекстной диаграммой).

На контекстной диаграмме должны быть отражены
•    цель моделирования (например: разработка нового процесса, сокращение времени выполнения процесса и т.д.);
•    точка зрения (директор организации, IT-специалист, финансовый специалист и т.д.).
 
Модель_0

 

Рис.4  Контекстная диаграмма в стандарте IDEF0

 

2 Диаграммы следующих уровней детализируют вышестоящий процесс до уровня, на котором получают ответы на поставленные вопросы. Число уровней декомпозиции ничем не ограничивается, кроме целесообразности и здравого смысла.
Довольно  часто на диаграммах верхних уровней не показываются механизмы (ресурсы), если это не является действительно нужной информацией. Так поступают для того, чтобы не «перегружать» модель.

A0 Закупать товары, работы, услуги 

 

Рис.5  Декомпозиция контекстной диаграммы


3 На каждом уровне декомпозиции  рекомендуется размещать от 2-х до 7 блоков.

4 Все объекты  диаграммы должны иметь текстовые описания.

 

5 Построение декомпозиции – процесс многовариантный и творческий. Если найдется специалист, который предложит иной вариант декомпозиции, то могут использоваться FEО – диаграммы (For Exposition Only – только для изображения).
В FEО–диаграммах внимание сосредоточено на взаимодействиях по входам-выходам, что позволяет оценить целесообразность преобразований или проверить состав внутренних потоков (материальных, информационных), генерируемых процессом.

 

4. Где использовать систему бизнес-процессов?


Назад

Яндекс.Метрика
Наверх