Методика внедрения процессного подхода
1. Построение и оптимизация цепочек создания ценности (ЦСЦ)
ЦСЦ — это модель бизнеса на уровне процессов верхнего уровня, позволяющая:
- выстроить четкую структуру бизнес-процессов, их основные взаимосвязей и взаимозависимостей;
- определить четкие границы, зоны ответственности;
- выявить узкие места;
- провести корректную декомпозицию исполнительских и управленческих цепочек на основании установленных границ;
- провести проектирование перспективной бизнес-модели.
Результат: основа для стратегического анализа, планирования, реорганизации, принятия управленческих решений.
2. Разработка системы бизнес-процессов
- Моделирование, анализ и оптимизация процессов нижних уровней, где необходимо - операционного уровня.
Процессный подход рассматривает компанию как систему взаимосвязанных процессов, что обеспечивает гибкость и непрерывность управления.
3. Оптимизация организационной структуры
Этапы:
- Анализ и оптимизация ЦСЦ.
- Настройка системы бизнес-процессов.
- Корректировка организационной структуры под процессы.
Итог: эффективное распределение ресурсов в соответствии со стратегией компании, улучшение управляемости.
4. Регламентация бизнес-процессов
Правильно выстроенная регламентация позволяет:
- стандартизировать деятельность,
- внедрять улучшения,
- повышать удовлетворенность потребителей (внутренних и внешних);
- формировать информационную базу о процессах организации;
- тиражировать процессы в случае роста компании.
5. Интеграция BSC в систему управления процессами
Декомпозиция стратегических показателей (BSC) до уровня операционных метрик процессов, что обеспечивает их согласованность с целями компании.
6. Внедрение системы показателей и мотивации
- Разработка KPI для всех уровней управления.
- Связь мотивации с достижением стратегических целей.
7. Автоматизация/цифровизация бизнес-процессов и системы управления процессами
Автоматизация и цифровизация бизнес-процессов нужны для:
- Повышения эффективности – сокращение времени и ошибок за счёт исключения ручного труда.
- Снижения затрат – уменьшение операционных расходов и экономия ресурсов.
- Улучшения качества данных – точность, прозрачность и доступность информации.
- Масштабируемости – быстрый рост без пропорционального увеличения издержек.
- Конкурентоспособности – адаптация к современным требованиям рынка и клиентов.
- Принятия управленческих решений на основе данных – аналитика и прогнозирование в реальном времени.
Результат: бизнес начнет работать быстрее, дешевле, умнее, веселее! 🚀