Современные технологии управления
Будьте в курсе новостей

Что такое бизнес-процесс?

Заголовок ЧТо такое БП

-->

Содержание

1. Определение бизнес-процесса

2. Основные элементы понятия «бизнес-процесс»:

Владелец процесса

Управление процессом

Технология процесса

Границы процесса

Потребитель

Поставщик

Выход

Вход

Показатели управления процессом

Требования

Ресурсы процесса

3. Виды процессов

4. Уровни процессов

  

1. Определение бизнес-процесса

Бизнес-процесс (процесс) - устойчивая, целенаправленная, управляемая  совокупность  взаимосвязанных  видов деятельности, которая по определенной технологии  преобразует входы в выходы, представляющие ценность для клиента.

Систему определений понятия "бизнес-процесс (процесс)", данных в стандарте ИСО 9000-2015, смотрите на странице Термины и определения процессного подхода к управлению. 

Универсальная схема БП

Рис. 1. Универсальная структурная схема бизнес-процесса 

Каждый процесс встроен в определенную систему процессов, которые выполняются  как внутри компании, так и во внешних организациях. Требование к процессу определяет вышестоящее по отношению к рассматриваемому процессу  руководство («вышестоящий орган управления» на рис.1). Управляющая информация (приказы, планы, нормативные документы  и т.п.) поступает на вход процесса.  При выполнении деятельности и по завершении отчетных периодов вышестоящему руководству поступает отчетная информация.

Результатом выполнения процесса  является продукция  (услуги). Результат также называется выходом. Потребители (внешние, внутренние) получают их  и используют для преобразования в другую продукцию (услуги) в рамках своих процессов.

Попытки копирования «чужих» процессов или  использование типовых моделей  бизнес-процессов  - пустая затея. Система управления процессами каждой организации  является ее уникальным ноу-хау, действует в конкретной обстановке и меняется с изменением обстановки. Копирование и тиражирование системы управления предприятием имеет смысл только тогда, когда  организация создает сеть однотипных, тиражируемых подразделений или бизнес-единиц.

п

2. Основные элементы понятия "бизнес-процесс"

Бизнес-процесс - это комплексное понятие, которое включает в себя следующие элементы:

- владелец процесса;

- управление процессом;

- технология процесса;

- границы процесса;

- выход;

- вход;

- система показателей процесса;

- ресурсы процесса;

- потребитель;

- поставщик. 

Владелец бизнес-процесса

- должностное лицо, имеющее в своем распоряжении ресурсы процесса, наделенное четкими обязанностями и полномочиями на управление процессом  с целью достижения намеченного результата;

3D Style file format icon - ISO

Ответственность и полномочия, связанные с процессами

ИСО 9004-2010, п.7.3

По каждому процессу организации следует назначать руководителя процесса (часто именуемого "владельцем процесса") с четкими обязанностями и полномочиями для создания, поддержания в работоспособном состоянии, управления и совершенствования процесса и его взаимодействия с другими процессами. Руководителем процесса может быть лицо или группа лиц в зависимости от характера процесса и культуры организации.

Управление бизнес-процессом  (менеджмент бизнес-процесса)

- деятельность владельца процесса по переводу процесса из текущего состояния в целевое.

3D Style file format icon - ISO

Менеджмент процессов.  Общие положения

ИСО 9000-2015, п. 3.3.3

Менеджмент - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. Менеджмент может включать установление политик, целей  и процессов для достижения этих целей.

ИСО 9004-2010, п. 7.1

Менеджмент процессов должен иметь системный характер за счет создания и четкого понимания сети процессов, их последовательности и взаимодействия. Согласованное функционирование системы часто называют "системным подходом к менеджменту". Сеть процессов может быть описана схемой процессов и их взаимодействия.

Технология бизнес-процесса
– совокупность методов для достижения желаемого результата (преобразование входов в выходы).

Границы бизнес-процесса

- это события, с которых начинается (событие начала процесса) и заканчивается  процесс (событие  завершения процесса).

Событие –  это наступление

1) момента времени (например, «(наступило) 20-е число отчетного месяца»);
2) ситуации (например, «получен договор, подписанный контрагентом» - начало процесса, или «заявка  покупателя передана в производство» - окончание процесса, или «поступила заявка покупателя» - начало процесса).

Потребитель бизнес-процесса

3D Style file format icon - ISO

Потребитель (customer)

ИСО 9000-2015, п.3.2.4

Лицо, подразделение, организация, которые могут получать или получают продукцию   или услугу, предназначенные или требуемые этим лицом, подразделением, организацией (Пример - Клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный продавец, получатель продукции или услуг как результатов внутреннего процесса, бенефициар и покупатель).

ПримечаниеПотребитель может быть внутренним или  внешним по отношению к организации.

Поставщик бизнес-процесса

3D Style file format icon - ISO

Поставщик (supplier), провайдер (provider)  

ИСО 9000-2015, п.3.2.5

Организация, предоставляющая или услугу (Пример - Производитель, дистрибьютор, предприятие розничной торговли или продавец продукции или услуги).

Примечание - Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. 

Выход 

- это продукт (материальный или информационный объект) или услуга, являющиеся результатом выполнения процесса и потребляемые внешними по отношению к процессу потребителями.

3D Style file format icon - ISO

Выход (output)

ИСО 9001-2015, п.3.7.5 

-  Результат процесса.

Вход

-  это продукт (материальный или информационный объект), который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход. Поставляется другими процессами предприятия (внутренними поставщиками), или внешним поставщиком.

Показатели управления процессом

- это характеристики процесса, количественные или качественные, как объекта управления.

Для каждого процесса должна быть разработана совокупность показателей (система показателей), по которым будет проводиться мониторинг и анализ 

• процесса,  
• результата процесса (продукция / услуга),
• ресурсов,
• удовлетворенности потребителя,

а также определена процедура сбора и представления значений по этим показателям для обработки и анализа.

3D Style file format icon - ISO

Измерение. Общие положения

ИСО 9004-2010, п.8.3.1

Высшему руководству следует оценивать ход работ по достижению запланированных результатов на всех уровнях и во всех соответствующих процессах и функциональных подразделениях организации в соответствии с ее миссией, видением, политикой, стратегией и целями.

Для мониторинга хода работ, для сбора и представления информации, необходимой для оценки эффективности деятельности и результативного принятия решений, должен использоваться процесс измерения и анализа. Выбор соответствующих ключевых показателей деятельности и методики мониторинга имеет решающее значение для успеха процесса измерения и анализа.

3D Style file format icon - ISO

Ключевые показатели деятельности

ИСО 9004-2010, п.8.3.1

Факторы, управляемые организацией и имеющие решающее значение для достижения устойчивого успеха организации, должны подвергаться измерению основных параметров и должны быть определены как ключевые показатели деятельности. Эти показатели должны поддаваться количественному измерению и должны давать возможность организации устанавливать измеримые цели, идентифицировать, вести мониторинг и прогнозировать тенденции и осуществлять корректирующие, предупреждающие действия и действия по улучшению в случае необходимости.

Высшему руководству следует выбирать ключевые показатели деятельности, как основу для принятия стратегических и тактических решений. В свою очередь, эти показатели должны доводиться до сведения соответствующих подразделений и уровней в рамках организации для достижения целей высшего уровня.

При выборе ключевых показателей деятельности организация должна позаботиться о том, чтобы эти показатели давали измеримую, точную и достоверную информацию.

Требования

3D Style file format icon - ISO

Требование (requirement)

ИСО 9000-2015, п.3.6.4

Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1. Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации.

2. Требование может быть сформировано разными заинтересованными сторонами или самой организацией.

Для фиксирования требований к входам / выходам / ресурсам, пересекающим границы процесса, формируется документация, например спецификации на входы, выходы, ресурсы процесса.

Ресурсы процесса

- это информация и материальные средства, которые владелец процесса распределяет в ходе планирования работ по процессу и учитывает при расчете эффективности процесса (отношение стоимости затраченных ресурсов к достигнутому результату. Ресурсы не преобразуются в ходе процесса.

В МС ИСО 9001 в качестве ресурсов рассматриваются:

• персонал;
• инфраструктура (здания и связанные с ними инженерные сети и системы; оборудование, включая технические и программные средства; транспортные ресурсы; информационные и коммуникационные технологии);
• среда для функционирования процессов;
• ресурсы для мониторинга и измерений;
• организационные знания.

 

3. Виды процессов

Обычно все процессы организации классифицируются с точки зрения  отношения к основному результату деятельности организации. Основные процессы составляют цепочку жизненного цикла продукции. В организации может существовать несколько основных процессов, которые  в этом случае будут ориентированы на различных потребителей, различную продукцию, различные рынки.

Вспомогательные процессы более универсальны в своей сущности. Практически во всех организациях существуют такие вспомогательные  процессы, как поиск, прием и обучение персонала; поставки; бухгалтерский учет и т.д. Один вспомогательный процесс может обслуживать несколько основных БП. Вспомогательные процессы, как правило, поставляют ресурсы для основных процессов.

К вспомогательным относятся обычно следующие процессы:

- подготовка кадров;

- сервисное обслуживание оборудования;

- обеспечение связью и IT;

- административно-хозяйственное обеспечение;

- обеспечение безопасности;

- др.

Для достижения целей всей организации, и целей каждого отдельного процесса, встроенного в систему процессов, исключительно важны процессы управления. Процесс управления организации в целом - процесс более высокого уровня. В зависимости от размеров организации и ее сложности в процессе управления оргазацией могут быть выделены подпроцессы: стратегическое управление, управление проектами, административное управление.

Деятельность по управлению являются также неотъемлемым элементом каждого бизнес-процесса.  Исключение составляют только процессы операционного уровня, в которых акцент при их описании и регламентации смещается на технологию исполнения (поток выполняемых операций).

Итак, обобщаем информацию по видам процессов:

Основные процессы

- через них проходит основная продукция (услуга);

- добавляет ценность продукции (услуге);

- результат получает внешний потребитель.

Вспомогательные процессы

- не касаются напрямую основной продукции (услуги);

- добавляют стоимость продукции (услуге);

- результат получает основной процесс.

Процессы управления

- задают цели и критерии (показатели);

- обеспечивают достижение целей (путем исполнения основных функций управления: планирование, организация, координация, контроль, анализ, мотивация);

- результат - деятельность всей организации, если рассматриваем управление в масштабах организации, и деятельность отдельных процессов в рамках системы процессов, если рассматриваем управление отдельного процесса соответствующего уровня.

Обратите внимание! Разделение всех процессов по данным видам имеет смысл только в ряде случае. Например, когда надо выделить процессы,  участвующие в производстве продукции, и провести их анализ. При построении системы процессов важно не формальное отношение процесса к тому или иному виду, а их реальный вклад в достижение целей организации и уровень управляемости (способность достигать поставленные цели). 

п

4. Уровни процессов

В рамках проведения структурного анализа системы бизнес-процессов организации  применяется принцип декомпозиции.  В процессе декомпозиции блок, отображающий организацию как единое целое, подвергается детализации на другой диаграмме.    Происходит постепенное разбиение сложного процесса верхнего уровня на составляющие его элементы (подпроцессы нижележащего уровня).

Структурная декомпозиция в методологии SADT

 

Рис. 2. Уровни бизнес-процессов 

 

 

 

 

 

Назад

Яндекс.Метрика
Наверх