Процессный подход к управлению организацией
Обеспечение непрерывного управления системой бизнес-процессов
Интеграция традиционной оргструктуры в процессное описание деятельности
Методика внедрения процессного подхода
Основу процессного подхода к управлению организацией составляют бизнес-процессы (объекты управления), увязанные в единую систему. Бизнес-процессы представляют собой экономические единицы деятельности, направленные на создание ценности для конкретных потребителей.
Ключевые принципы процессного подхода:
1. Идентификация бизнес-процессов, определение взаимосвязей между процессами и представление их в виде системы (рис. 1).
Рис.1. Представление деятельности в виде системы взаимосвязанных взаимодействующих бизнес-процессов.
2. Непрерывное управление процессами как согласованной системой.
📌 ГОСТ Р ИСО 9000—2015 Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, функционирующие в рамках единой системы. Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание механизмов их взаимодействия позволяет организации оптимизировать систему и повышать результативность. |
2. Обеспечение непрерывного управления системой бизнес-процессов
Ключевое преимущество процессного подхода — непрерывное управление взаимосвязанными бизнес-процессами и их улучшение для достижения стратегических целей организации.
Процессный подход обеспечивает:
- Синхронизацию операционной деятельности со стратегическими целями;
- Предсказуемость результатов на всех уровнях;
- Гибкость реагирования на изменения рынка.
Пошаговая реализация механизма:
- Создание процессной архитектуры
- Определение цепочек создания ценности;
- Визуализация системы процессов верхнего уровня (рис. 2).
Рис.2. Представление бизнес-процессов организации на верхнем уровне.
- Институционализация управления
- Закрепление зон ответственности, назначение владельцев для каждого процесса (рис. 3);
- Формирование KPI, привязанных к выходам процессов.
Рис.3. Деятельность по управлению в системе бизнес-процессов верхнего уровня.
3. Организация процессных взаимодействий
- Внедрение принципа "поставщик-потребитель" (рис. 4) между взаимодействующими бизнес-процессами;
- Формализация требований между процессами:
- Технические спецификации выходов каждого процесса;
- SLA по срокам и качеству;
- Механизмы обратной связи.
Рис.4. Цепочка взаимодействия бизнес-процессов по принципу "поставщик-потребитель".
📌 ГОСТ Р ИСО 9000—2015
|
📌 ГОСТ Р ИСО 9000—2015 Требование — это потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным. |
- Настройка управляющих контуров
Владелец процесса обеспечивает:- Мониторинг выполнения требований к результату(-ам) процесса;
- Корректирующие действия при отклонениях;
- Оптимизацию ресурсного обеспечения.
- Системная координация
Руководитель процессной сети:- Получает от вышестоящего руководства плановые показатели компании;
- Определяет и согласовывает целевые показатели для каждого процесса в своей сети процессов, обеспечивая их соответствие общим целям организации;
- Согласовывает метрики между процессами, устраняя конфликты;
- Координирует взаимодействие процессов в сети процессов;
- Инициирует и управляет кросс-функциональными улучшениями взаимодействия для повышения эффективности сети процессов.
Критические факторы успеха:
✔️ Сквозная измеримость всех процессов;
✔️ Автоматизированный сбор данных о выполнении;
✔️ Регулярные аудиты процессных взаимодействий;
✔️ Система мотивации, ориентированная на конечный результат.
Этот механизм создает систему бизнес-процессов, где каждый процесс сохраняет общую направленность на стратегические цели организации. Для внедрения рекомендуется использовать BPM-системы, поддерживающие цикл PDCA по процессам каждого уровня управления.
3. Интеграция традиционных организационных структур в процессное описание деятельности
Методика процессного подхода к управлению позволяет интегрировать традиционную организационную структуру (рис. 5) в систему бизнес-процессов, обеспечивая «увязку» бизнес-процессов отдельных функциональных подразделений в сложные цепочки сквозных процессов.
Рис.5. Привязка функциональной организационной структуры к системе бизнес-процессов организации.
Это способствует:
- оперативной адаптации к изменениям рынка,
- повышению экономической эффективности,
- четкому пониманию вклада каждого подразделения в общий результат.
Методика внедрения процессного подхода
1. Построение и оптимизация цепочек создания ценности (ЦСЦ)
ЦСЦ — это модель бизнеса на уровне процессов верхнего уровня, позволяющая:
- выстроить четкую структуру бизнес-процессов, их основные взаимосвязей и взаимозависимостей;
- определить четкие границы, зоны ответственности;
- выявить узкие места;
- провести корректную декомпозицию исполнительских и управленческих цепочек на основании установленных границ;
- провести проектирование перспективной бизнес-модели.
Результат: основа для стратегического анализа, планирования, реорганизации, принятия управленческих решений.
2. Разработка системы бизнес-процессов
- Моделирование, анализ и оптимизация процессов нижних уровней, где необходимо - операционного уровня.
Процессный подход рассматривает компанию как систему взаимосвязанных процессов, что обеспечивает гибкость и непрерывность управления.
3. Оптимизация организационной структуры
Этапы:
- Анализ и оптимизация ЦСЦ.
- Настройка системы бизнес-процессов.
- Корректировка организационной структуры под процессы.
Итог: эффективное распределение HR-ресурсов в соответствии со стратегией компании, улучшение управляемости.
4. Регламентация бизнес-процессов
Правильно выстроенная регламентация позволяет:
- стандартизировать деятельность,
- внедрять улучшения,
- повышать удовлетворенность потребителей (внутренних и внешних);
- формировать информационную базу о процессах организации;
- тиражировать процессы в случае роста компании.
5. Интеграция BSC в систему управления процессами
Декомпозиция стратегических показателей (BSC) до уровня операционных метрик процессов, что обеспечивает их согласованность с целями компании.
6. Внедрение системы показателей и мотивации
- Разработка KPI для всех уровней управления.
- Связь мотивации с достижением стратегических целей.
7. Автоматизация/цифровизация бизнес-процессов и системы управления
Автоматизация и цифровизация бизнес-процессов нужны для:
- Повышения эффективности – сокращение времени и ошибок за счёт исключения ручного труда.
- Снижения затрат – уменьшение операционных расходов и экономия ресурсов.
- Улучшения качества данных – точность, прозрачность и доступность информации.
- Масштабируемости – быстрый рост без пропорционального увеличения издержек.
- Конкурентоспособности – адаптация к современным требованиям рынка и клиентов.
- Принятия решений на основе данных – аналитика и прогнозирование в реальном времени.
Результат: бизнес начнет работать быстрее, дешевле, умнее, веселее! 🚀
Процессный подход — это системный метод управления, обеспечивающий гибкость, прозрачность и эффективность бизнес-деятельности в условиях динамичной внешней среды.
Как внедрить процессное управление в вашей компании?
👉 Онлайн-курс «Построение системы управления организацией на основе процессного подхода» Ваш гид в мире эффективного управления 🚀 От концепции к внедрению за 7 недель! |