Какие организационные проблемы решает внедрение процессного подхода к управлению (процессного управления)? |
||
Основу процессного подхода к управлению организацией составляют бизнес-процессы, увязанные в систему. Бизнес-процессы – это не технологические, а экономические единицы деятельности, приносящие конкретные результаты конкретным потребителям. Согласно идее процессного подхода к управлению предприятием, для эффективного функционирования предприятия необходимо:
I. Идентифицировать многочисленные виды деятельности (бизнес-процессы) (рис.2);
Рис. 2. Выделение (идентификация) бизнес-процессов внутри структурных подразделений предприятия |
||
II. Идентифицировать все их взаимосвязи и взаимодействия (представить в виде системы) (рис.3); Рис. 3. Построение системы взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов |
||
III. Управлять взаимосвязанными процессами как согласованной системой |
||
ГОСТР ИСО 9000—2015 2.3.4 Процессный подход. Формулировка. Обоснование Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система. Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание того, каким образом этой системой системой создаются результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее результаты деятельности. |
||
К процессному описанию мы можем "привязать" традиционную организационную структуру (рис.4). Происходит переход от технологических (функциональных) единиц организационной структуры к экономическим единицам (бизнес-процессам). Это позволит оперативно и эффективно реагировать на динамичное изменение рыночного окружения, наполнить экономической целесообразностью производственную жизнь. Становится очевидным вклад каждого подразделения (и, соответственно, каждого работника подразделения) в достижение общего результата организации.
Рис.4. «Привязка» функциональной организационной структуры к системе бизнес-процессов организации
ВАЖНО! В рамках процессного подхода введены понятия «внутренний поставщик» и «внутренний потребитель (клиент)». Деятельность увязывается по принципу «поставщик - потребитель», поскольку результат одного бизнес-процесса является входом для другого (или других) бизнес-процесса (-ов). |
||
ГОСТР ИСО 9000—2015 3.4 Термины, относящиеся к процессу. Примечания 1 В зависимости от контекста «намеченный результат» называется выходом, продукцией или услугой. 2 Входами для процесса обычно являются выходы других процессов, а выходы процессов обычно являются входами для других процессов. 3 Два или более взаимосвязанных и взаимодействующих процессов совместно могут также рассматриваться как процесс. 4 Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности. |
||
При этом поставщик обязан удовлетворить установленные требования потребителя. |
||
ГОСТР ИСО 9000—2015
3.6 Термины, относящиеся к требованиям 3.6.4 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. П р и м е ч а н и я 1 Слова «обычно предполагается» означают, что это общепринятая практика организации и заинтересованных сторон, что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются. 2 Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации. |
||
2. Как обеспечить непрерывное управление системой процессов? Колоссальным преимуществом процессного подхода к управлению над функциональным является непрерывное управление системой взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов для достижения целей организации. Как это достигается? Если излагать очень схематично, то 1) деятельность представляется в виде системы бизнес-процессов (рис.5);
Рис.5. Представление системы бизнес-процессов организации на верхнем уровне
2) деятельность по управлению встраивается в каждый бизнес-процесс на каждом уровне декомпозиции, за исключением операционного уровня (рис.6);
Рис.6. Деятельность по управлению в системе бизнес-процессов верхнего уровня
3) взаимодействие каждой пары бизнес-процессов, связанных входом-выходом, рассматривается как взаимодействие «поставщик-потребитель» (рис.7);
Рис.7. Цепочка взаимодействия бизнес-процессов по принципу "поставщик-потребитель"
4) управление каждым бизнес-процессом (деятельность по управлению) в системе настраивается на обеспечение достижения результатов (выходов) процесса, обеспечивающих исполнение требований процесса-потребителя или внешнего потребителя (рис.8);
Рис.8. Управление процессом-поставщиком должно обеспечить результат, требуемый процессом-потребителем
5) требования к выходам процесса-поставщика в каждой связке «поставщик-потребитель» формулируются таким образом, чтобы система бизнес-процессов организации в целом могла удовлетворить требования (или превзойти ожидания) внешнего потребителя. |
||