Современные технологии управления

Процессный подход к управлению

Процессный подход к управлению организацией

Идея процессного подхода

Обеспечение непрерывного управления системой бизнес-процессов

Интеграция традиционной оргструктуры в процессное описание деятельности

Методика внедрения процессного подхода

 

1. Идея процессного подхода

Основу процессного подхода к управлению организацией составляют бизнес-процессы (объекты управления), увязанные в единую систему. Бизнес-процессы представляют собой экономические единицы деятельности, направленные на создание ценности для конкретных потребителей.

Ключевые принципы процессного подхода:

1. Идентификация бизнес-процессов, определение взаимосвязей между процессами и представление их в виде системы (рис. 1).

Рис.1. Представление деятельности в виде системы взаимосвязанных взаимодействующих бизнес-процессов.

2. Непрерывное управление процессами как согласованной системой.

📌 ГОСТ Р ИСО 9000—2015
2.3.4 Процессный подход

Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, функционирующие в рамках единой системы.

Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание механизмов их взаимодействия позволяет организации оптимизировать систему и повышать результативность.

 

2. Обеспечение непрерывного управления системой бизнес-процессов

Ключевое преимущество процессного подхода — непрерывное управление взаимосвязанными бизнес-процессами и их улучшение для достижения стратегических целей организации. 

Процессный подход обеспечивает:

  • Синхронизацию операционной деятельности со стратегическими целями;
  • Предсказуемость результатов на всех уровнях;
  • Гибкость реагирования на изменения рынка.

Пошаговая реализация механизма:

  1. Создание процессной архитектуры
    • Определение цепочек создания ценности;
    • Визуализация системы процессов верхнего уровня (рис. 2).

Рис.2. Представление бизнес-процессов организации на верхнем уровне.

  1. Институционализация управления
    • Закрепление зон ответственности, назначение владельцев для каждого процесса (рис. 3);
    • Формирование KPI, привязанных к выходам процессов.

Рис.3. Деятельность по управлению в системе бизнес-процессов верхнего уровня.

3. Организация процессных взаимодействий

  • Внедрение принципа "поставщик-потребитель" (рис. 4) между взаимодействующими бизнес-процессами;
  • Формализация требований между процессами:
    • Технические спецификации выходов каждого процесса;
    • SLA по срокам и качеству;
    • Механизмы обратной связи.

Рис.4. Цепочка взаимодействия бизнес-процессов по принципу "поставщик-потребитель". 

 

📌 ГОСТ Р ИСО 9000—2015
3.4 Термины, относящиеся к процессу

  1. «Намеченный результат» может называться выходом, продукцией или услугой.
  2. Входы процесса — это выходы других процессов, а его выходы становятся входами для следующих.
  3. Два и более взаимосвязанных процесса могут рассматриваться как единый процесс.
  4. Процессы планируются и выполняются в управляемых условиях для добавления ценности.

 

📌 ГОСТ Р ИСО 9000—2015
3.6 Термины, относящиеся к требованиям

Требование — это потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным.

  1. Настройка управляющих контуров
    Владелец процесса обеспечивает:
    • Мониторинг выполнения требований к результату(-ам) процесса;
    • Корректирующие действия при отклонениях;
    • Оптимизацию ресурсного обеспечения.
  2. Системная координация
    Руководитель процессной сети:
    • Получает от вышестоящего руководства плановые показатели компании;
    • Определяет и согласовывает целевые показатели для каждого процесса в своей сети процессов, обеспечивая их соответствие общим целям организации;
    • Согласовывает метрики между процессами, устраняя конфликты;
    • Координирует взаимодействие процессов в сети процессов;
    • Инициирует и управляет кросс-функциональными улучшениями взаимодействия для повышения эффективности сети процессов.

Критические факторы успеха:

✔️ Сквозная измеримость всех процессов;
✔️ Автоматизированный сбор данных о выполнении;
✔️ Регулярные аудиты процессных взаимодействий;
✔️ Система мотивации, ориентированная на конечный результат.

Этот механизм создает систему бизнес-процессов, где каждый процесс сохраняет общую направленность на стратегические цели организации. Для внедрения рекомендуется использовать BPM-системы, поддерживающие цикл PDCA по процессам каждого уровня управления.

3. Интеграция традиционных организационных структур в процессное описание деятельности

Методика процессного подхода к управлению позволяет интегрировать традиционную организационную структуру (рис. 5) в систему бизнес-процессов, обеспечивая «увязку» бизнес-процессов отдельных функциональных подразделений в сложные цепочки сквозных процессов.

Рис.5. Привязка функциональной организационной структуры к системе бизнес-процессов организации.

Это способствует:

  • оперативной адаптации к изменениям рынка,
  • повышению экономической эффективности,
  • четкому пониманию вклада каждого подразделения в общий результат.

 


Методика внедрения процессного подхода

1. Построение и оптимизация цепочек создания ценности (ЦСЦ)

ЦСЦ — это модель бизнеса на уровне процессов верхнего уровня, позволяющая:

  • выстроить четкую структуру бизнес-процессов, их основные взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • определить четкие границы, зоны ответственности;
  • выявить узкие места;
  • провести корректную декомпозицию исполнительских и управленческих цепочек на основании установленных границ;
  • провести проектирование перспективной бизнес-модели.

Результат: основа для стратегического анализа, планирования, реорганизации, принятия управленческих решений.

2. Разработка системы бизнес-процессов

  • Моделирование, анализ и оптимизация процессов нижних уровней, где необходимо  - операционного уровня.

Процессный подход рассматривает компанию как систему взаимосвязанных процессов, что обеспечивает гибкость и непрерывность управления.

3. Оптимизация организационной структуры

Этапы:

  1. Анализ и оптимизация ЦСЦ.
  2. Настройка системы бизнес-процессов.
  3. Корректировка организационной структуры под процессы.

Итог: эффективное распределение HR-ресурсов в соответствии со стратегией компании, улучшение управляемости.

4. Регламентация бизнес-процессов

Правильно выстроенная регламентация позволяет:

  • стандартизировать деятельность,
  • внедрять улучшения,
  • повышать удовлетворенность потребителей (внутренних и внешних);
  • формировать информационную базу о процессах организации;
  • тиражировать процессы в случае роста компании.

5. Интеграция BSC в систему управления процессами

Декомпозиция стратегических показателей (BSC) до уровня операционных метрик процессов, что обеспечивает их согласованность с целями компании.

6. Внедрение системы показателей и мотивации

  • Разработка KPI для всех уровней управления.
  • Связь мотивации с достижением стратегических целей.

7. Автоматизация/цифровизация бизнес-процессов и системы управления

Автоматизация и цифровизация бизнес-процессов нужны для:

  1. Повышения эффективности – сокращение времени и ошибок за счёт исключения ручного труда.
  2. Снижения затрат – уменьшение операционных расходов и экономия ресурсов.
  3. Улучшения качества данных – точность, прозрачность и доступность информации.
  4. Масштабируемости – быстрый рост без пропорционального увеличения издержек.
  5. Конкурентоспособности – адаптация к современным требованиям рынка и клиентов.
  6. Принятия решений на основе данных – аналитика и прогнозирование в реальном времени.

Результат: бизнес начнет работать быстрее, дешевле, умнее, веселее! 🚀


Процессный подход — это системный метод управления, обеспечивающий гибкость, прозрачность и эффективность бизнес-деятельности в условиях динамичной внешней среды.

Как внедрить процессное управление в вашей компании

👉 Онлайн-курс

«Построение системы управления организацией на основе процессного подхода»

Ваш гид в мире эффективного управления

🚀 От концепции к внедрению за 7 недель!

📖 Программа курса

 

Назад

Яндекс.Метрика
Наверх