Современные технологии управления
Будьте в курсе новостей

Процессный подход (процессное управление)

Заголовок Процессный подход к управлению

 

Какие организационные проблемы решает внедрение процессного подхода к управлению (процессного управления)?

1. Идея процессного подхода

Основу процессного подхода к управлению организацией составляют бизнес-процессы, увязанные в систему. Бизнес-процессы – это не технологические, а экономические единицы деятельности, приносящие конкретные результаты конкретным потребителям.

Согласно идее процессного подхода к управлению предприятием, для эффективного функционирования предприятия необходимо:

 

I. Идентифицировать многочисленные виды деятельности (бизнес-процессы)

(рис.2); Выделение БП в орг. структуре

 

Рис. 2. Выделение (идентификация) бизнес-процессов внутри структурных подразделений предприятия

 

II. Идентифицировать все их взаимосвязи и взаимодействия (представить в виде системы)

(рис.3);

Система БП организации с орг структурой (дубль)

Рис. 3. Построение системы взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов

 

III. Управлять взаимосвязанными процессами как согласованной системой


3D Style file format icon - ISOГОСТР ИСО 9000—2015

2.3.4 Процессный подход. Формулировка. Обоснование

Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система.

Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание того, каким образом этой системой системой создаются результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее результаты деятельности.

К процессному описанию мы можем "привязать" традиционную организационную структуру (рис.4). Происходит переход от технологических (функциональных) единиц организационной структуры к экономическим единицам (бизнес-процессам). Это позволит оперативно и эффективно реагировать на динамичное изменение рыночного окружения, наполнить экономической целесообразностью производственную жизнь. Становится очевидным вклад каждого подразделения (и, соответственно, каждого работника подразделения) в достижение общего результата организации.

 

Система БП организации с орг структурой (дубль)

Рис.4. «Привязка» функциональной организационной структуры к системе бизнес-процессов организации

 

ВАЖНО! В рамках процессного подхода введены понятия «внутренний поставщик» и «внутренний потребитель (клиент)». Деятельность увязывается по принципу «поставщик - потребитель», поскольку результат одного бизнес-процесса является входом для другого (или других) бизнес-процесса (-ов).

3D Style file format icon - ISOГОСТР ИСО 9000—2015

3.4 Термины, относящиеся к процессу. Примечания

1 В зависимости от контекста «намеченный результат» называется выходом, продукцией или услугой.

2 Входами для процесса обычно являются выходы других процессов, а выходы процессов обычно являются входами для других процессов.

3 Два или более взаимосвязанных и взаимодействующих процессов совместно могут также рассматриваться как процесс.

4 Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.

При этом поставщик обязан удовлетворить установленные требования потребителя.

3D Style file format icon - ISOГОСТР ИСО 9000—2015

3.6 Термины, относящиеся к требованиям

3.6.4 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

П р и м е ч а н и я

1 Слова «обычно предполагается» означают, что это общепринятая практика организации и заинтересованных сторон, что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.

2 Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации.

2. Как обеспечить непрерывное управление системой процессов?

Колоссальным преимуществом процессного подхода к управлению над функциональным является непрерывное управление системой взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов для достижения целей организации.

Как это достигается? Если излагать очень схематично, то

1) деятельность представляется в виде системы бизнес-процессов (рис.5);

 

11.png

Рис.5. Представление системы бизнес-процессов организации на верхнем уровне

 

2) деятельность по управлению встраивается в каждый бизнес-процесс на каждом уровне декомпозиции, за исключением операционного уровня (рис.6);

 

 1(2) 

Рис.6. Деятельность по управлению в системе бизнес-процессов верхнего уровня

 

3) взаимодействие каждой пары бизнес-процессов, связанных входом-выходом, рассматривается как взаимодействие «поставщик-потребитель» (рис.7);

 

 

1(4)

 

Рис.7. Цепочка взаимодействия бизнес-процессов по принципу "поставщик-потребитель"

 

4) управление каждым бизнес-процессом (деятельность по управлению) в системе настраивается на обеспечение достижения результатов (выходов) процесса, обеспечивающих исполнение требований процесса-потребителя или внешнего потребителя (рис.8);

 

13.png

 

Рис.8. Управление процессом-поставщиком должно обеспечить результат, требуемый процессом-потребителем

 

5) требования к выходам процесса-поставщика в каждой связке «поставщик-потребитель» формулируются таким образом, чтобы система бизнес-процессов организации в целом могла удовлетворить требования (или превзойти ожидания) внешнего потребителя.

Назад

Яндекс.Метрика
Наверх