В практике при решении задач регламентации целесообразно руководствоваться следующими полезными принципами.
Принцип 1. Регламентировать только то, что действительно необходимо. Понимание нужной степени регламентации является сложной задачей для руководителей компании. Плохие регламенты не только не работают, но ведут к потерям ресурсов.
Принцип 2. Стремиться к простоте. Часто те, кто пишет нормативные документы, сами их не используют. Поэтому далеко не всегда заботятся об их простоте, четкости, логичности. Кроме того, есть фактор нехватки времени. Может действовать фактор незаинтересованности руководителей в реальных изменениях процессов, в их прозрачности для «посторонних». Иногда легче и проще заполнить документ общими рассуждениями («налить воды»), чем проработать реально действующий документ. Иногда у разработчика документа нет достаточной квалификации, и др.
Принцип 3. Лучше толще, но меньше. Лучше сделать один толстый документ (с удобной навигацией), чем 20 тонких.
Принцип 4. Учет квалификации персонала и корпоративной культуры компании. Если в компании высококвалифицированные, ответственные сотрудники, то документы не потребуется слишком детализировать.
Принцип 5. При детализации бизнес-процессов акцент в описании переносится с описания управления на детальное описание технологии выполнения процесса. При регламентации процессов на верхнем уровне не только не целесообразно, но и невозможно в деталях описать технологию выполнения процесса.