Современные технологии управления
Будьте в курсе новостей

Термины и определения

Заголовок Термины и определения процессного подхода

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов.

Рене Декарт

Содержание

1. Достоверные источники информации по терминологии

2. Проблема упрощенного толкования понятия «бизнес-процесс»

3. Система терминов по процессному подходу 

3.1. Процессный подход

3.2. Система процессов

3.3. Бизнес-процесс (процесс)

3.4. Длина процесса

3.5. Масштаб процесса

1. Достоверные источники информации по терминологии

Внедрение процессного подхода к управлению требует использования четкой однозначной терминологии. Между тем, интернет и книжные издания по теме процессного подхода пестрят самыми разными формулировками. Что же можно считать достоверным источником информации?

Стандарты ГОСТ Р ИСО 9000, 9001 содержат основные понятия, принципы и терминологию систем менеджмента качества (СМК). А причем здесь система менеджмента качества, спросите вы? Дело в том, что процессный подход к управлению является одним из семи базовых принципов СМК.

Системный взгляд  на процессный подход  в виде целого ряда взаимосвязанных формулировок, обоснование важности данного принципа для СМК,  обоснование  преимуществ от внедрения, а также система терминов, относящаяся к понятию бизнес-процесс (процесс), представлена именно в стандартах ИСО. Вы можете внедрять процессный подход к управлению, не ставя перед собой задачу получения сертификата СМК.  Но стандарты ИСО  должны являться нормативной базой в части того, что касается процессного подхода.

2. Проблема упрощенного толкования понятия «бизнес-процесс»

Часто используемое определение понятия бизнес-процесса,  как «набора последовательных операций», грубо упрощает понятие бизнес-процесса и ориентирует только на задачу разработки схем потоков операций (работ). Если руководство компании ставит целью построение системы управления на основе процессного подхода, то подобная трактовка не должна использоваться.

3. Система терминов по процессному подходу

В стандартах серии ИСО 9000 практически по каждому понятию дается несколько взаимодополняющих определений. Их надо рассматривать не в отрыве друг от друга, а в совокупности. Ни одно понятие или принцип не является более важным, чем другие. Для облегчения использования терминов на практике, в конце каждого информационного блока (см. ниже) по отдельному понятию процессного подхода дается определение, включающее самые сущностные моменты.

3.1. Процессный подход к управлению

 - управление организацией путем построения системы процессов, управления ими, осуществление деятельности по улучшению процессов.

3D Style file format icon - ISO Процессный подход. Формулировка 

ИСО 9000-2015, п.2.3.4.1

Последовательные и прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как согласованная система.

 

3D Style file format icon - ISOПроцессный подход. Обоснование 

ИСО 9000-2015, п.2.3.4.2

Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание того, каким образом этой системой создаются результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее результаты деятельности. 

Термины и определения, система БП

Рис.1. Система процессов предприятия

3.2. Система процессов

- деятельность, рассматриваемая в виде организованных и взаимосвязанных процессов, где выходы одного процесса могут быть входами для других процессов.

3D Style file format icon - ISOСистема

ИСО9000-2015, п.2.4.1.2

Организации стремятся понять свою внутреннюю и внешнюю среду для определения потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон. Эта информация используется при разработке СМК для достижения устойчивости организации. Выходы одного процесса могут быть входами для других процессов и связаны между собой в общую сеть. Хотя часто кажется, что организация имеет аналогичные процессы, каждая организация и СМК являются уникальными.

 

3D Style file format icon - ISOСистема 

ИСО9000-2015, п.3.5.1

Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих элементов.

 

3.3. Бизнес-процесс (процесс)

- устойчивая, целенаправленная, управляемая  совокупность  взаимосвязанных  видов деятельности, которая по определенной технологии  преобразует входы в выходы, представляющие ценность для клиента.

3D Style file format icon - ISOПроцессы

ИСО9000-2015, п.2.4.1.3

У организации есть процессы, которые могут быть определены, измерены и улучшены. Эти процессы взаимодействуют для достижения результатов, соответствующих целям организации, и пересекают функциональные границы. Некоторые процессы могут иметь важное значение, а другие - нет. Действия, составляющие процессы, преобразуют входы в выходы.

 

3D Style file format icon - ISOПроцесс 

ИСО9000-2015, п. 3.4.1

Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.

Примечания

1. В зависимости от контекста "намеченный результат" называется выходом, продукцией или услугой. 

2. Входами для процесса обычно являются выходы других процессов, а выходы процессов обычно являются входами для других процессов.

3. Два или более взаимосвязанных и взаимодействующих процессов совместно могут также рассматриваться как процесс.

4. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.

 

 

Универсальная структурная схема БП

 

Рис.2.  Универсальная структурная схема бизнес-процесса

Основные термины и определения, связанные с понятием "бизнес-процесс", смотрите на странице Что такое бизнес-процесс?

 

3.4. Длина процесса

По длине процессы делятся на:

- межорганизационный процесс, проходит через несколько предприятий до получения продукта, потребляемого  клиентом;

- межфункциональный процесс, проходит через несколько подразделений от входа в организацию до получения продукта ее клиентом;

- процесс подразделения, целиком выполняется  в рамках подразделения организации.

3D Style file format icon - ISOПроцессы

ИСО 9000-2015, п. 2.4.1.3

У организации есть процессы, которые могут быть определены, измерены и улучшены. Эти процессы взаимодействуют для достижения результатов, соответствующих целям организации, и пересекают функциональные границы. Некоторые процессы могут иметь важное значение, а другие - нет. Действия, составляющие процессы, преобразуют входы в выходы.

 

3.5. Масштаб процесса 

3D Style file format icon - ISOМасштаб процесса

ИСО9000-2015, п. 3.4.1, примечание 3

Два или более взаимосвязанных и взаимодействующих процессов совместно могут также рассматриваться как процесс.

 

 

 

 

 

 

 

Назад

Яндекс.Метрика
Наверх