Содержание
1. Содержание регламента бизнес-процессов верхних уровней (шаблон)
2. Содержание регламента бизнес-процессов операционного уровня
3. Учет индивидуальных особенностей организации при регламентации
С формальной точки зрения структура регламента при внедрении процессного подхода к управлению должна полностью соответствовать взгляду на бизнес-процесс, во-первых, как на элемент системы бизнес-процессов (рис.1), и, во-вторых, как на деятельность, преобразующую входы в выходы, представляющие ценность для клиента (рис.2).
Рис. 1 Бизнес-процесс как элемент системы бизнес-процессов
|
Рис. 2 Структурная схема бизнес-процесса
|
1. Содержание регламента бизнес-процессов верхних уровней (шаблон)
1. Назначение регламента
2. Область применения
3. Нормативные ссылки
4. Термины, определения, сокращения
5. Управление процессом:
• Должность;
• Ответственность (включая ответственность за показатели процесса);
• Полномочия
6. Выполнение процесса по этапам/ подпроцессам
По каждому этапу (подпроцессу):
• Потребители и выходы (результаты);
• Входы и поставщики;
• Начало и завершение (указываются события, инициирующие начало и завершение);
• Участники процесса (подразделения, должности);
• Показатели деятельности подпроцесса
7. Внесение изменений, архивирование
8. Приложения
• Графическая схема процесса
• Графические схемы подпроцессов (декомпозиции)
Заполнение шаблона регламента выполнения процесса можно начинать в том случае, когда разработано хотя бы укрупненное видение системы бизнес-процессов и ориентировочно определены границы этих процессов.
2. Содержание регламента бизнес-процессов операционного уровня
Регламентация операционной деятельности может быть выполнена, например, в виде:
• Операционной карты;
• Должностной инструкции
• Рабочей инструкции.
Операционная карта процесса _______ (шаблон)
1. Наименование процесса вышестоящего уровня: 2. Ответственный за выполнение процесса: 3. Участники процесса: 4. Нормативные документы по процессу: 4.1 4.2 4.3 5. Плановые документы по процессу: 5.1 5.2 6. Отчетные документы по процессу 6.1 6.2 7. Показатели процесса |
|||
№ | Наименование, ед.изм | Период контроля | Формула расчета |
1 | |||
2 | |||
8. Границы процесса | |||
Входы процесса | Выходы процесса | ||
№ | Название | № | Название |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
9. Требования к ресурсам: 9.1 9.2 9.3 10. Длительность выполнения процесса: 11. Периодичность выполнения процесса: 12. Графическая модель процесса:
|
3. Учет индивидуальных особенностей организации при регламентации
При выполнении проекта регламентации бизнес-процессов в конкретной компании приведенная выше структура регламента может быть изменена как в сторону усложнения, так и в сторону упрощения.
К примеру, если некоторые процессы в организации вообще не регламентированы, но выполняются эффективно (с точки зрения руководителей компании), то не обязательно подробно описывать технологию их выполнения. Однако, описание технологии может потребоваться, если руководство компании собирается тиражировать опыт, открывая новые компании в других регионах и т.д.
Состав подпроцессов (операций) процесса может быть описан простым перечнем или таблицей без указания связей между подпроцессами. В некоторых случаях это вполне приемлемо. Для других процессов нужно не только указать состав подпроцессов (операций), но и связи между ними, например, в виде графической схемы взаимодействия.